четверг, 3 октября 2013 г.

Земля обетованная


ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

      Эта земля принадлежит Яхве. Она называется Его «наследием, уделом» ( ) (1 Цар 26. 19; 2 Цар 14. 16; Иер 16. 18; 50. 11) и «землей Господней» (Ис 14. 2; ср.: 2 Пар 7. 20; Нав 22. 19). О земле восточнее Иордана Господь говорит: «Галаад ты у Меня...» (Иер 22. 6). С особой ясностью эта мысль выражена в словах Господа, обращенных к народу: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23). На представлении о том, что эта земля принадлежит Яхве, основаны предписания о субботнем и юбилейном годах в Лев 25. Непослушание израильтян по отношению к Яхве оскверняет эту св. землю (Иер 2. 7: «...вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью»; Иер 16. 18: «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое»). Люди говорят об Израиле, что «они - народ Господа и вышли из земли Его» (Иез 36. 20). Яхве не терпит вторжения др. народов в Его землю. Он «изрекает слово» против Едома и народов, «которые назначили землю Мою во владение себе» (Иез 36. 5). Прор. Иоиль говорит о захватчиках как о народе, к-рый «пришел на землю» Господа (Иоил 1. 6; ср.: 2. 18; 3. 2). Враги напрасно пытаются захватить землю Господа, ибо Он утвердил «сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих» (Ис 14. 25). В ВЗ подчеркивается, что Израиль получил землю не по своим заслугам, но как дар Бога (Втор 1. 36 и др.). Из-за грехов прежних жителей этой земли Яхве изгнал эти народы и отдал землю израильтянам (Втор 1. 8 и др.). Земля, принадлежащая Яхве и изобилующая Божиими дарами, описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх 3. 8; ср.: Числ 14. 7; Втор 1. 25; 6. 3; 11. 9; 26. 9, 15; 27. 3; Иер 11. 5; 32. 22). Втор 8. 7-10 воспевает источники вод, плодородие этой земли, изобилие пищи и наличие драгоценных металлов. Господь непрестанно «печется» о земле: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (Втор 11. 10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19). 

В Пятикнижии
      Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете, к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1). Во Втор 28 Моисей произносит благословения, к-рые «придут» на Израиль, если он будет хранить заповеди. Господь пошлет «благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор 28. 8); и даст «изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле…» (Втор 28. 11). Но если народ отступит от заповедей, его постигнут проклятия Господа: «Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (Втор 28. 18). Одно из этих проклятий - «извержены будете из земли…» (Втор 28. 63). О полном опустошении земли как о следствии непокорности народа идет речь во Втор 28. 26: «И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их». О том же говорится в Лев 26. Если народ поступает по Божиим предписаниям, Господь «пошлет мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей» (Лев 26. 6); но если нет - земля не принесет положенных плодов (Лев 26. 20), Яхве опустошит ее (Лев 26. 32), народ будет уведен во вражескую землю, «и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших» (Лев 26. 38). 

В исторических книгах
      (Иисуса Навина, Судей, Царств) жизнь Израиля в З. о. оценивается по критерию его верности закону Моисееву. Книга Иисуса Навина изображает завоевание земли как быстрое и общее покорение хананеев в священной войне, к-рую ведет Яхве, дарующий эту землю Израилю (главы 1-12). По Его повелению Иисус Навин распределяет землю между всеми коленами, родами и семьями своего народа (главы 13-22). Однако остаются и ханаанские анклавы (Нав 1. 19-35; 3. 1-6). Когда Израиль проявляет непослушание воле Божией, то на землю Израиля нападают враги и само обладание израильтянами ею оказывается под угрозой. По воле Яхве в народе «восстают» освободители («судьи»), к-рые возглавляют Израиль в священной войне с врагами (напр., Нав 3. 7-11). В истории Самсона (главы 13-16) показано, как угнетение со стороны филистимлян усиливается, когда Израиль отступает от закона (главы 17-21). Отступление от закона Господа и как следствие - усиление натиска врагов приводят народ к ситуации, когда становится необходимым введение монархии. Возникает обширная империя Давида и Соломона (2 Цар 2 - 3 Цар 11), разделившаяся позднее на 2 царства, Израильское и Иудейское (3 Цар 12), к-рые в 722 и 587/6 гг. до Р. Х. падают под ударами врагов - ассирийцев и вавилонян соответственно. В исторических книгах дается оценка верности народа Израиля и его царей закону Господа, образцом к-рой становится верность царя Давида. Начиная с Иеровоама I, Израиль вступает на путь отступничества и идолослужения (4 Цар 17). Рассказ о захвате царем Ахавом «наследия» Навуфея (3 Цар 21) показывает, что ханаанские представления о праве земельной собственности несли значительную угрозу для законов о земле, данных Яхве. В истории Иудейского царства периоды верности закону, особенно при царях Езекии (4 Цар 18. 1-8) и Иосии (4 Цар 22. 1 - 23. 28), сменяются временем отпадения, достигшего высшей точки при царе Манассии (4 Цар 21. 1-18; 23. 26-27). Яхве верен Своим обетованиям о даре земли Израилю, поэтому нарушивший закон народ был уведен в плен, как прежде в Египет. 

В книгах пророков
      Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26). Однако пророки Амос, Михей, Осия и Иеремия предрекают и возвращение народа в З. о. (Ам 9. 9-15; Мих 4. 6-7; 5. 2-3; 7. 11, 14, 15-20; Ос 11. 11; Иер 12. 15; 16. 14-15; 23. 7-8; 29. 10-14; 30. 1-3, 10-11; 31; 32. 15). «В те дни» Яхве вернет их в землю, к-рую дал их отцам (Иер 3. 18; 24. 6; 30. 3). В пророчествах Исаии время спасения - это время очищения и возвеличивания Иерусалима как центра царствования Господа над всей землей (Ис 2. 2-4 = Мих 4. 1-3; 8. 23 - 9. 6; 10. 20-27; 11. 6-9; 12; 16. 4-5; 17. 12-14; 19. 16-25 и др.). В Ис 40-45 уведенным в вавилонский плен иудеям возвещается заря нового века (в зап. библейской критике эти главы считаются принадлежащими иному автору, жившему в период возвращения из плена,- т. н. Второ-Исаии (см. в ст. Исаии пророка книга)). Освобождение народа из плена изображается здесь как новый исход, и очевидный при этом мотив обетования земли соединяется с представлением об Иерусалиме как о центре мира в эсхатологическое время (ср.: Ис 2. 2-4). Новый Израиль будет вызволен из Вавилона (Ис 48. 2-21), Бог поведет его через пустыню, к-рая превратится в Эдемский сад (Ис 40. 3-5; 41. 17-20; 42. 14-16; 43. 14-21; 48. 21; 51. 3), в его землю (Ис 49. 8-12). Иерусалим станет центром всей земли (Ис 49. 14-18; 52. 1-10), когда Господь будет царствовать в нем (Ис 52. 8; Иез 43. 1-5). Для прор. Иезекииля, проповедь к-рого относится к периоду конца вавилонского плена, тема возвращения в З. о. и восстановления храмовой общины наиболее важная. Пророк знает, что земля полна преступлений: «...нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды», потому что, по словам самого народа, «оставил Господь землю сию, и не видит Господь» (Иез 9. 9). Основную причину потери земли и депортации народа Иезекииль видит в идолослужении, неверности Израиля Яхве (Иез 6. 1-7; 13. 8; 14. 1-11; 16. 15-22). В 20-й гл. пророк рассказывает историю избрания Израиля и его отпадения: Яхве клялся вывести народ из Египта «в землю, которую ... усмотрел для них» (ст. 6). Когда же израильтяне пришли в З. о., они стали служить идолам (ст. 28), и по этой причине они уведены в плен (стихи 23, 35). «Земля Израиля» описывается как «краса всех земель» (Иез 20. 6; ср.: Иер 3. 19; Дан 8. 9; 11. 16, 41, 45). Однако Яхве не оставит тех, кто были уведены в плен: «...хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез 11. 16). Все они вернутся в З. о. (Иез 11. 17-21; 20. 40-44; 34. 11-16; 37. 15-28), даже те, кто уже умерли в пленении, ибо Яхве «оживит» их (Иез 37. 1-14). Когда исполнится время пленения, Яхве соберет их «из народов и из стран» (Иез 20. 34) и «на горе высокой Израилевой,- говорит Господь Бог,- там будет служить Мне весь дом Израилев, весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими» (Иез 20. 40). Сам Яхве покинул Свой дом и Свой город, чтобы пойти с народом в вавилонский плен (Иез 8-11), но когда-нибудь Он вернется вместе с ними в храм (Иез 43. 1-5), в землю, восстановленную согласно проекту, изложенному в главах 47-48. Основной идеей этого плана становится равное распределение земли между всеми членами народа на «уделы по коленам Израилевым», включая и «иноземцев», живущих среди народа (Иез 47. 13-23). 

Том 20, Стр. 63-67, опубликовано: 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий