среда, 17 сентября 2014 г.

ЗАХАРИЯ


Прор. Захария. Мозаика ц. Богоматери Паммакаритос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315

Прор. Захария. Мозаика ц. Богоматери Паммакаритос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315
[евр.  ,   - Яхве вспомнил], ветхозаветный прор. (пам. 8 февр. и в Неделю праотец), предпоследний в ряду 12  малых пророков, автор названной его именем книги (см.Захарии пророка книга), сын Варахии и Иддо ( ; в синодальном пер. «сын Аддов» - Зах 1. 1; ср.: 1 Езд 5. 1; 6. 14). Прозвание Серповидца (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 37) З. получил из-за неточного перевода в Септуагинте евр. слова   - «свиток», к-рый был явлен пророку в видениях (Зах 5. 1), греч. словом δρέπανον - «серп» (евр.  ) (Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах 4. 6-5. 4] / Пер.: И. П. Казанский; под ред. М. Д. Муретова // БВ. 1897. Т. 2. Ч. 4. С. 61. Примеч. 1).
      О жизни пророка известно немного. Родился он, вероятно, во время вавилонского плена (VI в.) и происходил из священнического рода, был современником Зоровавеля, первосвящ. Иисуса и прор. Аггея. При сыне Иисуса Иоакиме З. был главным в своем священническом роде (Рождественский. Книга прор. Захарии. С. 386). В Неем 12. 4 среди проч. священников и левитов упоминается Иддо - дед (или отец) З., к-рый вернулся в Иерусалим из вавилонского плена «с Зоровавелем, сыном Салафииловым, и с Иисусом» (Неем 12. 1). Далее, в Неем 12. 12-21, перечисляются «священники, главы поколений», бывшие при первосвящ. Иоакиме, сыне первосвящ. Иисуса; среди них - З., происходивший «из дома Иддо» (Неем 12. 16). Однако, по мнению Б. Мариани, против отождествления прор. З. со свящ. Захарией говорит то обстоятельство, что в Книге Неемии свящ. Захария «из дома Иддо» не назван пророком. Там, где З. назван пророком (ср.: Зах 1. 1; 1 Езд 5. 1-2), не говорится о его священстве, как, напр., о пророках Иеремии (Иер 1. 1-4) и Иезекииле (Иез 1. 3) (Mariani. 1970. Col. 1448).
      Свое пророческое служение З., по всей вероятности, начал ранее священнического (Рождественский. 1910. С. 19-20). Первое письменно зафиксированное пророчество З. относится к 8-му месяцу 2-го года правления Дария - ок. 520 г. до Р. Х. (Зах 1. 1) - на 2 месяца позже прор. Аггея (Агг 1. 1); последнее пророчество З. датируется: «в четвертый год царя Дария... в четвертый день девятого месяца, Хаслева» (Зах 7. 1) - т. е. ок. 518 г. до Р. Х.
      Предположение о том, что З. родился во время вавилонского плена и в юном возрасте прибыл с остальными переселенцами в Палестину, делается на основании Зах 2. 4 (в МТ ст. 8), где пророк называет себя   - «юноша» (событие на основании Зах 1. 1 датируется 520 г. до Р. Х.) (Рождественский. Книга прор. Захарии. С. 384). Блж. Августин (PL. 37. Сol. 1917, 1940), свт. Епифаний Кипрский (PG. 43. Сol. 412) и Исидор, еп. Гиспальский (Севильский) (PL. 83. Сol. 145), свидетельствуют, однако, о том, что З. начал пророческое служение в Вавилонии (Халдее) и уже затем в преклонном возрасте продолжил его в Палестине. С учетом этой традиции слово   следует переводить не как «юноша», а как «служитель, посредник» (Mariani. 1970. Col. 1449).
      В 520 г. до Р. Х. (ср.: 1 Езд 5. 1-2) вместе с прор. Аггеем З. проповедовал в Иудее и Иерусалиме, призывая Зоровавеля и Иисуса к восстановлению Иерусалимского храма, к-рое из-за происков самарян было прекращено (1 Езд 4). Храм был восстановлен в 6-й год правления Дария (1 Езд 6. 14-15), т. е. ок. 515 г. до Р. Х.
      З. упоминается у блж. Августина (Aug. In Ps. 147. 5, 148. 4 // PL. 37. Сol. 1917, 1940); у свт. Епифания (Epiph. De vitis prophetarum. 21 // PG. 43. Сol. 412); у Исидора, еп. Гиспальского (Isid. Hisp. De ortu et obitu Patrum. 51 // PL. 83. Сol. 145). У свт. Епифания, чьи сведения о пророке использовал с небольшими вариациями составитель Синаксаря К-польской ц., говорится следующее: З. родился в Галааде и происходил из колена Левия, в преклонном возрасте вернулся из Вавилонии в Палестину, где пророчествовал, являя множество чудес. Первосвящ. Иоседеку и Салафиилу З. предсказал рождение сыновей, соответственно, Иисуса и Зоровавеля; Киру он предрек победу над лидийским царем Крезом; также он предвидел разрушение Иерусалима, конец Израиля и всего человечества, пророчеств, священства и субботы. З. дожил до глубокой старости и был погребен рядом с прор. Аггеем. Исидор, еп. Гиспальский, пользовался данными о З. свт. Епифания, составители Мартиролога Узуарда и Малого Римского Мартиролога (IX в.) - данными еп. Исидора. В Малом Римском Мартирологе сообщается, что «пророк Захария погребен в Палестине рядом с пророком Аггеем» (у Узуарда: «лежит погребенный»). Мартирологи Флора, Адона и Малый Римский называют его просто «Захарией пророком». По Синаксарю К-польской ц., память пророка празднуется 8 февр. и 16 мая, согласно зап. традиции - 6 сент. (Mariani. 1970. Col. 1451).
      В «Церковной истории» Созомена рассказано об обретении мощей З. близ Элевтерополя Палестинского при визант. имп. Феодосии II Младшем (408-450) (Sozom. Hist. eccl. IX 17).
      По преданию, на склоне Елеонской горы на участке Карм-эль-Хараб, приобретенном архим.  Антонином (Капустиным), находятся гробницы пророков Аггея, З. и Малахии из числа 12 «малых» пророков, которые датируются совр. археологами I-V вв. по Р. Х. (см. подробнее в ст. Елеонская гора).


Комментариев нет:

Отправить комментарий