Бытие и литературная критика Библии
Результаты анализа текста Б. критическими методами, получившими развитие в библеистике начиная с эпохи Просвещения, послужили исходной точкой для возникновения гипотез о лит. источниках Пятикнижия. Согласно наиболее распространенной «документальной» гипотезе, Б. (как и все Пятикнижие) окончательно возникло при соединении 3 лит. источников: яхвистского (J), элохистского (E) и священнического (P) кодексов в результате деятельности различных редакторов после возвращения евреев из вавилонского плена (кон. VI в. до Р. Х.). Нек-рые исследователи к этим 3 источникам добавляют также «автора обетований», к-рый внес ряд Божественных обетований в повествования о патриархах кодексов J и E. Аргументируя свою позицию, сторонники этой гипотезы опирались на различия в наименовании Бога (Яхве или Элохим), в языке и стиле (в лексике, грамматических формах, в характере стиля в целом), в религ. представлениях, обычаях, вопросах хронологии, генеалогиях и т. д., а также на повторение целых рассказов или отдельных деталей почти в каждом рассказе.
Появление данной гипотезы обычно связывают с именем парижского врача и библеиста Ж. Астрюка, к-рый в 1753 г. опубликовал в Брюсселе свои «Предположения» об источниках, к-рыми мог пользоваться Моисей при создании Б. (Conjectures sur les Mémoires Originaux, don't il proit que Moyse s'est servi pour composer le Livre de la Genèse: Avec des Remarques, qui appuient ou qui éclaircissent ces Conjectures). Астрюк считал, что Моисей использовал 2 основных источника: «А», в к-ром использовалось имя Элохим, и «В», в к-ром Бог именуется «Иегова». Дальнейшее развитие эта гипотеза получила прежде всего в Германии: проф. Гёттингенского ун-та И. Г. Эйхгорн распространил ее на все Пятикнижие (Einleitung in das Alte Testament. Reutlingen, 1780-1783). Важным шагом в создании классической теории источников Пятикнижия была работа К. Д. Ильгена (Die Urkunden des jerusalemischen Tempelarchivs in ihrer Urgestalt, als Beitrag zur Geschichte der Religion und Politik. Halle, 1798). Он разделил Б. на 3 первоначально самостоятельных документа и отметил, что Второзаконие возникло как самостоятельный документ (сделав, т. о., попытку создать теорию 4 источников). Теория Ильгена нашла развитие в трудах Г. Гупфельдта (Die Quellender Genesis und die Art ihrer Zusammensetzung. B., 1853), он выделил 4 источника: 1-й элогистический источник, начинающийся с Быт 1 (Urschrift),- древнейший слой, содержащий последовательное повествование от творения до разделения земли Ханаана; 2-й, более поздний, элогистический источник с рассказами о патриархах; еще более поздний иеговистский источник, который, как и Urschrift, начинается с творения и выделяется употреблением имени Божия Иегова; кн. Второзаконие.
Том 6, Стр. 412-428, опубликовано: 2009г.
Результаты анализа текста Б. критическими методами, получившими развитие в библеистике начиная с эпохи Просвещения, послужили исходной точкой для возникновения гипотез о лит. источниках Пятикнижия. Согласно наиболее распространенной «документальной» гипотезе, Б. (как и все Пятикнижие) окончательно возникло при соединении 3 лит. источников: яхвистского (J), элохистского (E) и священнического (P) кодексов в результате деятельности различных редакторов после возвращения евреев из вавилонского плена (кон. VI в. до Р. Х.). Нек-рые исследователи к этим 3 источникам добавляют также «автора обетований», к-рый внес ряд Божественных обетований в повествования о патриархах кодексов J и E. Аргументируя свою позицию, сторонники этой гипотезы опирались на различия в наименовании Бога (Яхве или Элохим), в языке и стиле (в лексике, грамматических формах, в характере стиля в целом), в религ. представлениях, обычаях, вопросах хронологии, генеалогиях и т. д., а также на повторение целых рассказов или отдельных деталей почти в каждом рассказе.
Появление данной гипотезы обычно связывают с именем парижского врача и библеиста Ж. Астрюка, к-рый в 1753 г. опубликовал в Брюсселе свои «Предположения» об источниках, к-рыми мог пользоваться Моисей при создании Б. (Conjectures sur les Mémoires Originaux, don't il proit que Moyse s'est servi pour composer le Livre de la Genèse: Avec des Remarques, qui appuient ou qui éclaircissent ces Conjectures). Астрюк считал, что Моисей использовал 2 основных источника: «А», в к-ром использовалось имя Элохим, и «В», в к-ром Бог именуется «Иегова». Дальнейшее развитие эта гипотеза получила прежде всего в Германии: проф. Гёттингенского ун-та И. Г. Эйхгорн распространил ее на все Пятикнижие (Einleitung in das Alte Testament. Reutlingen, 1780-1783). Важным шагом в создании классической теории источников Пятикнижия была работа К. Д. Ильгена (Die Urkunden des jerusalemischen Tempelarchivs in ihrer Urgestalt, als Beitrag zur Geschichte der Religion und Politik. Halle, 1798). Он разделил Б. на 3 первоначально самостоятельных документа и отметил, что Второзаконие возникло как самостоятельный документ (сделав, т. о., попытку создать теорию 4 источников). Теория Ильгена нашла развитие в трудах Г. Гупфельдта (Die Quellender Genesis und die Art ihrer Zusammensetzung. B., 1853), он выделил 4 источника: 1-й элогистический источник, начинающийся с Быт 1 (Urschrift),- древнейший слой, содержащий последовательное повествование от творения до разделения земли Ханаана; 2-й, более поздний, элогистический источник с рассказами о патриархах; еще более поздний иеговистский источник, который, как и Urschrift, начинается с творения и выделяется употреблением имени Божия Иегова; кн. Второзаконие.
Том 6, Стр. 412-428, опубликовано: 2009г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий